Первая моя Икона Пресвятой Богородицы Свенской с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими писалась долго – в течение 2010 года с большими перерывами и потерями.
Все началось с того, что по моей просьбе отец Елевферий (иеромонах Киево-Печерской Лавры) уговорил своего друга инока Анатолия обучать меня иконописному ремеслу. Несмотря на благословение, дело продвигалось очень медленно – сказывалось отсутствие профильного образования. Максимум, что из меня можно было выжать – это пейзажи.
Но однажды, после Литургии в Кресто-Воздвиженском Храме отец Анатолий сказал мне: «Все – путь открыт», и ушел в келию. Через некоторое время началась работа над прорисью, а потом впервые в жизни я прикоснулся к холсту кисточкой с масляной краской. Кстати, отец Анатолий запечатлел этот момент на фотоаппарат. Он называл его очень «прозорливым» устройством. Это было счастливое время. Я приходил к отцу Анатолию в келию, работал над своей иконой, а отец Анатолий заканчивал икону Мученика Вячеслава. Отец Севастьян, сокелейник отца Анатолия, умилялся, глядя на нас: «Вы как ангелы».
Ничего не предвещало беды. Я уехал в отпуск в Феодосию на неделю, мы договорились продолжить работу сразу по приезду. В это же время сын моего наставника отвозит его отдохнуть в Ялту. Господь дал возможность отцу Анатолию побыть у моря три дня. 28 июля 2010 года он отошел ко Господу.
По Божьей воле мне удалось проводить его в последний путь.
Но что делать с иконой? Главная проблема заключалась в отсутствии цветного оригинала. Отец Лазарь, подключившийся к проблеме, дал каноническое изображение похожей иконы. Но это все, что удалось добыть.
Отчаяния не было, а было отчетливое понимание о необходимости завершения работы. Но как быть с образцом? Господь милостив. То, что произошло дальше, иначе как чудом, и не назовешь. Однажды, во время совершения благодарственного молебна в пещерном храме пр. Феодосия Печерского отец Елевферий открыл двери в алтарь, и неожиданно моему взору открылась величественная древняя настенная роспись. Богородица Свенская с предстоящими пр. Антонием и Феодосием и прочими Чудотворцами Печерскими во всю стену возвышалась над престолом. Такая же, как на моем черно-белом образце, но в цвете. Оказывается, Она была все время рядом, за иконостасом.
Как я мог раньше ее не видеть – ведь, сколько молебнов здесь было отслужено? Вдохновение с новой силой овладело мной, и через некоторое время работа с Божьей помощью была завершена. А затем, принесена в дар храму Рождества Пресвятой Богородицы, что в с. Буки Черкасской области.
Отсутствие наставника обострило понимание необходимости получения академического образования. По молитвам отца Елевферия я оказался в иконописной школе-мастерской «Неопалимая Купина», которая была создана 17 сентября 2001 г. усилиями супружеской пары художников: живописца Дроган Аллы Валентиновны и скульптора-реставратора Матяшевича Дениса Николаевича.
(235)