Размышления

????????????????????????????????????

Господи, благослови.

Наверное, каждого из нас периодически беспокоит мысль об истинной сущности нашей жизни. Невозможно представить количество людей, пытавшихся дать более или менее вразумительное объяснение нашему предназначению, жизненному укладу и цели самой жизни. Уже сам факт, что эти знания почему-то сокрыты от нас, не дает покоя любому мало-мальски пытливому уму. Более того, попадая в сложную жизненную ситуацию, разрешение которой требует больших усилий, а иногда и жертвы, мы снова и снова задаем себе вопрос: а зачем это нужно? C одной стороны, как будто кто-то специально не допускает возможности уклониться от поиска ответа на этот вопрос. А с другой  – желание получить ответ сильнее жажды.

Повседневная суета, бытовые проблемы, привычка пользоваться сложившимися стереотипами порой заслоняют нас от главного. Но иногда, как бы случайно, нам удается заметить волнующую взаимосвязь между внутренним и внешним миром. И когда это происходит, приоткрывается завеса, и мы совершаем для себя маленькие открытия, помогающие что-то понять немножко глубже.

Говорят, что прожив даже очень долгую жизнь, человек мало меняется внутренне. Но вместе с тем жизнь являет примеры духовного подвига людей, сумевших пройти тяжелый путь испытаний, изменить себя и даже стать преподобными. Святые отцы объясняют эти явления богоизбранностью, присутствием непосредственного руководства и помощи Творца.

Не отвергая Божьей помощи, а уповая на нее, в который раз задаю себе вопрос: как мне, простому смертному, облаченному в грехи и пороки не сбиться с указанного пути и главное – дойти.

Проблема не новая, более того, от предыдущих поколений до нас дошли действенные рецепты ее решения.  Один из них – творить добро. Творить – значит, создавать что-то новое, то, в чем есть потребность для всех, как еда, как воздух. Наверное, без этого «продукта» жизнь невозможна. Очень хорошо, что у нас нет инструмента для измерения количества и качества «произведенного»  добра, и хорошо, что оно не продается за деньги. Еще я верю, что были и есть такие люди, для которых этот «процесс» стал естественной нормой жизни, сущностью действий, сопровождаемых непрерывной светлой мыслью.

Каждый сам решает, где и как он может, говоря современным языком, проявить «позитив». Самое сложное в этом, наверное, это постоянное противление злу внутри себя. Эта работа не видна, требующая развития в себе многих качеств.

Большинству из нас, в том числе и мне, это часто не под силу. Многие из встретившихся мне в жизни людей подчинились обстоятельствам. При этом некоторые даже стали успешными людьми, а некоторых можно было бы отнести к категории обездоленных. И те и другие, ложно смиряясь, уже перестали стесняться внешних атрибутов своего положения.  Но нашлись и такие, которые эту силу, дающую возможность быть успешными в христианском понимании, стали искать. Эти ищущие мне интересны сегодня. Кто они, нынешние христиане, как видят свой путь, с каким сердцем идут этим путем?

11.12.2009.

 

081 

Как узнать какое на самом деле у тебя сердце. И вообще, какое оно бывает? Попадались такие выражения: «доброе сердце»,  «злое сердце», «сердце как камень», «нет сердца». Известно, что в различных жизненных ситуациях оно реагирует на происходящее: «сердце сжалось», «по сердцу пробежал холодок», «кольнуло в сердце», «сердце молчит». То есть, можно сказать, что сердце является тем органом, который способен улавливать внешние переживания, реагировать на них и генерировать свои собственные переживания, которые могут стать причиной тех или иных поступков. Другими словами человеку с добрым сердцем легче творить добрые дела. Со злым – сложнее, нужно усилие. Возможно, такое понуждение и приводит по воле Божьей к качественным изменениям сердца. Наверное, у сердца есть определенный «ресурс», отмерянный на всю жизнь. Его можно расходовать постепенно, чтобы хватило на долго. А можно «сжечь» за очень короткое время. Человек решает сам. Принимать все близко к сердцу или оградить себя частоколом равнодушия и оставаться теплохладным. Самое главное свойство у сердца – это то, что оно может любить. Способность любить заложена всем при сотворении, любить может и доброе и злое сердце. Но только доброе сердце способно принять особый дар – любовь к Богу. Выходит, чтобы не сбиться с пути, необходимо постараться разбудить свое сердце, а потом постоянно поддерживать в нем огонь истинной любви, который не даст заблудиться ни при каких обстоятельствах.

 14.12.2009.

 

  Усилие. Для усилия нужна мотивация, желательно неисчерпаемая. Знаю только одну такую – это любовь к Богу. С одной стороны это безвозмездный дар, а с другой – для него нужно приготовить место. Вот и выходит, что работа эта обязательно двухсторонняя. С одной стороны Бог, а с другой мы. Чтобы выполнить ее, нам нужна немалая сила воли или точнее – сила духа. Сила духа крепнет постепенно, от простого к сложному. Как атлет начинает наращивать силу мышц с малого, постепенно увеличивая нагрузку. Так и сила духа растет от преодоления себя в малом к преодолению в большом. Известно, что для атлета опасны пропуски тренировок – они отбрасывают его результаты назад. Для силы духа уступки самому себе не так заметны внешне. Но через некоторое время вдруг обнаруживается, что сопротивляться тем или иным страстям нет сил абсолютно. Они легко берут верх над тобой. Ты не в силах отказать. А еще позже ты становишься их рабом и уже сам взываешь к страстям, чтобы они снова и снова посетили тебя, вовлекаясь в новый грех. Процесс приобретает необратимый характер и все – дальше пропасть.

Нечасто, но бывают случаи, когда с помощью Божьей систематический отказ от навязчивых желаний становится привычкой, и они, эти желания, посещают тебя все реже и реже, пока не исчезнут вовсе. Исчезают ли они навсегда, не знаю. На все воля Божья. Мне кажется нам, нужно всю жизнь иметь постоянную внутреннюю готовность отвергнуть их, как бы выставить часовых на их пути.

Что делать, если нет любви к Богу, да и как это определить? Если оценивать свои поступки, то во мне очень мало этой любви. В жизни мы стараемся не обидеть любимого человека словом или делом, более того пытаемся оградить его от подобного. Нам невероятно больно, если любимый человек будет переживать из-за нас. Мы боимся потерять его любовь. Поэтому если и случится огорчить его, то мы немедленно хотим извиниться и загладить свою вину.

Чем мы можем обидеть Бога? Чем дети могут обидеть родителей? Только одним – невниманием. Например, родители говорят детям: не делайте этого, это опасно для вас. И если дети не внимают этим предостережениям, то родители их наказывают. В случае повторения проступков – наказание усиливается. Дети начинают бояться наказания и стараются исправиться. Само исправление может быть истинным, внутренним, когда человек перестает совершать неблаговидные поступки по совести.  А может быть и внешним, когда соблюдаются установленные требования напоказ, без внутренних изменений. То есть человек не прикладывает усилие, чтобы принять их глубоко в сердце. Он больше не осуждается людьми, но пользы от наказания не получает.

Но в нашем случае – страх Божий всегда является спасительным. И страх перед наказанием может постепенно перерасти в боязнь обидеть Бога. А там, может быть и до любви к Богу недалеко.

Господь донес до нас свои предостережения в виде заповедей. Опять же, во благо нам не исполняющий заповеди несет наказание. Какое наказание понесет каждый из нас известно Ему одному. Хорошо, если вразумление наступает в этой жизни и человек успевает принести плод наказания –  покаяние.

Имеет место еще один аспект. Если мы действительно хотим упорядочить свою жизнь в семье, в государстве, на планете, наконец, у нас, всех живущих, просто нет иного пути, как строго следовать заповедям Господним. В противном случае – все ложь.

То есть, мы все, поделенные на страны и континенты, народы и народности, нации и национальности, живущие в городах и селах, бедные и богатые, больные и здоровые, молодые и старые – мы все как один организм – у нас один общий предок – одно прошлое. Движение каждого сливается в общий поток и отражается на общем движении. Куда мы сегодня движемся: к Богу или уже только от него? Осознание этого всеми является необходимым условием для того, чтобы наступило общее будущее. Вероятность того, что мы сможем это вместить, ничтожно мала. Вот и выходит, что рано или поздно нам просто могут «выключить» свет. Сколько осталось времени у всех нас и у каждого в отдельности?

15.12.2009.

 

 140 

Что может изменить один, маленький человек. На первый взгляд – ничего. Не будешь же ты, в самом деле, ходить с транспарантом по улицах. Внешняя деятельность порой оказывается малоценной. Гораздо важнее, на мой взгляд, обратить внимание на внутреннее. Ведь зло как болезнь, сначала поражает внутренние органы, и лишь потом проявляется через внешние симптомы. Оно может инфицировать других людей и захватывать новые ореолы. Поэтому и лечить его нужно каждому из нас внутри себя.

А то, что мы все, без исключения, имеем больную душу сомневаться не приходится. Если честно заглянуть к себе в сердце, то можно найти много неприятных «соседей». Они как компьютерные вирусы живут и пользуются нашими ресурсами. А сколько еще сокрыто от нашего взгляда. Чтобы это сковырнуть, нужна специальная «программа» – благоволенье Божье и наша покаянная молитва до последнего дня.

Господь видит нас такими, какие мы есть на самом деле, «без одежды», а не такими, какими мы себя представляем. Попробуйте нагими походить по улице. А перед Богом ведь ходим и не боимся. В этой жизни мы можем одеться, а в той – во что мы оденемся? Приходит на ум слова из Псалтыри про «брачный пир» и «хитон невечерний». Необходимо реально осознать, что после того как закроются глаза (а это случится со всеми, без исключения), может оказаться, что ты совершенно голый, а там ни магазинов, ни денег. Все твои мысли и чувства на виду, не скроешь. Ложь остается здесь, там только правда. «Мерседесы», загородные дома и банковские счета останутся здесь, а там – ты и, возможно даже без «штанов».  Прикрыться нечем – ни одного по-настоящему доброго дела. Все смотрят на такого новопреставленного, как на обезьяну в зоопарке. И как в зоопарке посмотрят и уйдут на «брачный пир», а тебе выдадут что-нибудь из «сэкондхэнда» и отправят за пределы на вечное исправление. Вернее, ты сам уйдешь к себе подобным, потому, что не сможешь там находиться физически, если такое сравнение уместно. Стоило ли здесь упираться, достигать чего-то материального, если все это временно и бесплодно.

Как взрастить плод?  И что это за плод такой мы должны взращивать? Вспоминается притча о том, что Царство Небесное подобно зерну горчичному, которая вмещает в себя все и может вырасти в огромное дерево, в котором укроются птицы. То есть взращивается здесь, на земле, а прорастает в Царстве Божьем. Выходит наши тела, наше сердце, собственно и есть тот грунт или сосуд, куда Господь посадил «зерно» – нашу душу, и доверил за ней ухаживать. При этом дал все необходимые инструменты: разум, свободную волю и совесть. Написал инструкцию (Евангелие) – дерзайте. Более того, Он так любит нас и дорожит нашими душами, что отправил Сына, который личным примером показал нам как нужно «возделывать» почву. При этом, проявляя высшую милость, оставил возможность нам самим определиться с «технологией». Вот и выходит, что от того, какие «удобрения» (добрые дела) мы привнесем, или может быть решим пользоваться «пестицидами и гербицидами» (грехами), будет зависеть: прорастет ли зерно вообще, а если и прорастет, то какого качества окажется плод. Не гнилой и не червивый ли. Достаточно ли мы полили его слезами покаяния и согрели теплой молитвой, боролись с сорняками и хищными птицами. От этого зависит будет ли он востребован в Царстве Небесном. Ну а что произошло со смоковницей, вообще не принесшей плода, всем известно.

22.12.2009.

 

  У нас есть удивительная возможность созерцать чудеса Господни по своему желанию в любой момент. Речь идет о чтении Евангелия. В самом деле, всякий читающий слово Божье каждый раз открывает что-то новое для себя. При этом отмечает для себя: как я раньше на то, или другое не обратил внимания. Особенно ярко ощущается, когда ранее прочитанное вдруг как вспышка открывается новым смыслом. Как будто сам Господь ведет беседу, отвечая на вопросы. Много раз слышал изречение из книги слов пророка Исаии «глас вопиющего в пустыне». Сегодня оно даже в быту стало нарицательным, исказив истинный смысл этой глубокой мысли. Хочется привести эту выдержку из Евангелия от Луки:

 …глас вопиющего в пустыне:

приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте стези Ему;

всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся,

кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими;

и узрит всякая плоть спасение Божие.

 Ведь совершенно очевидно, что работу, которую выполнил Иоанн Предтеча для успешной миссии Иисуса Христа, должен выполнить и каждый из нас в себе. Мы должны приготовить путь Господу. Если избавиться от ложного уничижения, гордыни, лукавства и прочих грехов, то путь ко спасению станет прямым. Господь «сможет» действовать в нас. А мы сможем быть уверенными, что идем в правильном направлении.  Приготовьте путь Господу – потрясающей силы слова, мне кажется, что это программа для каждого из нас. Это то главное, чем должен заниматься христианин в жизни.

 21.01.2010.

 

Приготовьте путь Господу – эти слова открывают еще одну очень важную грань нашего бытия. Для осуществления этого действия – приготовления пути – требуется какое-то время. Сколько именно неизвестно. Осознание того, что ты можешь не успеть выполнить эту работу, постепенно формирует особое отношение к отпущенному времени, по-новому открывает его свойства.

Если оглянуться на прожитую жизнь, сколько бы лет тебе не было, кажется, что события многолетней давности произошли «как будто вчера». Многое стерлось из памяти, а что-то осталось. Вот, что осталось в твоей памяти? Или еще более важный вопрос: а что осталось в памяти людей, окружавших тебя в то время, каким ты им запомнился? А каким бы ты хотел запомниться? Может быть, хотелось бы что-то изменить, или вообще стереть? Очевидно, если задать эти вопросы себе и честно ответить на них, то будет что сказать на исповеди и не на одной.

Мы много раз замечали, что время может менять скорость течения. То оно тянется, если ждешь что-то важное. То пролетает незаметно, как прожитая жизнь. А иногда многие часы кажутся мгновением, особенно когда с нами происходит что-то хорошее. Чаще всего это бывает на службе, когда благодать Божья незримо действует в нас, и мы не замечаем ни усталости, ни времени. Возникает желание остановить мгновение.

Остановить время никому из нас еще не удавалось, не можем мы этого сделать. Но мы можем время, данное нам Господом для жизни на земле, наполнить содержанием. Отсюда следует важнейший для нас показатель – плотность времени. Постоянное ощущение духовной наполненности текущего времени является спасительным для нас. И наоборот, расточительное отношение к времени нас может погубить. Мера «полноты» или точнее внутреннее ощущение дисгармонии у каждого разное. Скорее всего, зависит от уровня духовного развития. Кто-то утром прочел «Отче наш» и считает, что день прожил не зря. А кто-то и в бессознательном состоянии продолжает творить Иисусову молитву, не разделяя сутки на день и ночь, борясь за каждую прожитую секунду.

Если исходить из того, что жизнь дана нам для покаяния, то бездеятельность духовная делает время малополезным в этом отношении. Время, проведенное в грехе, не только наносит вред настоящему, но и «съедает» отведенное для покаяния будущее время. То есть, каждый раз, совершая грех, мы фактически сами себя обкрадываем, делая жизнь короче. Такое поведение одного корня с самоубийством – тяжелейшим смертным грехом. Чем дольше длится греховное состояние, тем выше опасность того, что времени для главного может и не остаться. Конечно зависимость не линейная, но задуматься стоит. Особенно тем, кто покаяние откладывает на потом, ссылаясь на нехватку времени и сил. Интересно – откуда они (силы) возьмутся в будущем. Да и не у всех это «будущее» может наступить.

18.02.2010.

 

Еще немного о содержании проходящего времени. Очень часто наблюдал, что монахи и послушники в монастырях не просто ходят, а почти бегают между послушаниями или службами. И не только потому, что много работы, и они ценят время. А потому, что все тщательно спланировано и упорядочено. Хочется сказать – самим Богом, но не знаю, скорее всего, так оно и есть. В монастыре, наверное, реже возникают проблемы несогласованности замысла Творца и личных планов. В миру – это огромная проблема – сплошные несостыковки. А иногда, по своему опыту могу сказать, что бывают такие дни, когда все спланированное случается вовремя, без задержек, и с требуемым результатом. Находятся нужные люди и информация, автобус и даже лифт подходят секунда в секунду. В мгновения чувствуешь себя счастливым, причастным к чему-то общему.  Конечно, добиться такого постоянного образа жизни сложно. Лень и самоуверенность мешают этому. При этом чувствую, что Господь готов в любую секунду направить и поддержать. Проблема в том, что я не всегда готов воспринять эту поддержку и распознать свою истинную задачу. Это глубокое духовное противоречие уходит корнями не только в первородный человеческий грех, но мне кажется, что оно крепко связано с бунтом падших ангелов. Тень богоборчества, умноженная на мою греховность, не позволяют осуществиться единственно возможному истинному образу жизни – богосотворчеству.  Полная мера этого состояния, скорее всего не доступна для меня. Выход вижу в том, чтобы во всем и всегда искать, находить и стараться исполнить волю Божью.

То есть, нужно попытаться  найти такое дело, которое было бы полезно Богу, и в конечном итоге – оказаться душеспасительным для нас. Прекрасно, когда это дело совпадает с тем, чем мы зарабатываем себе на жизнь. Тогда человек добивается выдающихся результатов. Как говорят – планы совпали.

22.02.2010.

565

(56)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *